У нас в районе

В Михайловском многофункциональном культурном центре  работает выставка «В русской горнице», которая знакомит с традиционными элементами устройства русской избы 

Экспозиция «В русской горнице» представляет собой фрагмент деревенской избы с предметами крестьянского обихода: макетом печки, орудиями крестьянского труда, изделиями ремёсел, кухонной утварью. Восемьдесят в подавляющем большинстве  оригинальных экспонатов выставки  дают представление о внутреннем убранстве русского жилища.

 В один из дней в МФКЦ на экскурсию пришли михайловские школьники, желая расширить свои знания о русской культуре, фольклоре,  традициях и обычаях, укладе жизни предков, узнать, во что они одевались, как отмечали праздники.

 Плясать от печки

Добрая то речь, что в избе есть печь! Начиная строить дом, сначала складывали печь, а уже потом возводили стены. Отсюда и пошла поговорка: «Плясать от печки». Печка на Руси согревает, кормит, освещает, стирает, сушит, прогнозирует погоду и заклинает мор. Издревле считалось, что печной пар исцеляет от множества болезней. Не зря говорили: всякая хвороба отцепится, если прогреть свои косточки в печи.  Быт русской избы и жизнь семьи  вращались вокруг печи.   Наши предки верили, что именно на печи обитает домовой. Мусор никогда не выносили из избы, а сжигали в печи. Люди верили, что так вся энергия остаётся в доме, что способствует увеличению достатка семьи.

Интересный факт: печка и зола в деревнях использовались для стирки. Женщина складывала белье в чугунный горшок, наполненный водой, опускала туда мешочек с золой и ставила в печь. После кипячения с темно-серой золой белье становилось не только белоснежным, но и более прочным.

Красный, значит красивый, торжественный

Печь находилась всегда в одном из углов дома, который назывался печной, дверной, малый угол. По диагонали от печи, в самом видном и почётном месте всегда  находился красный, святой, передний  угол русского дома. Он располагался так, чтобы находящиеся в нём иконы были первыми, что видел входящий. Войдя в комнату, христианин, прежде всего, крестился перед образами и кланялся Богу, и только затем здоровался с хозяевами.  Вся жизнь была ориентирована на красный (старший, божий) угол. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были обращены изголовья постелей.

Хлеб на стол, так и стол – престол

Самое почётное место в «красном углу» у сходящихся лавок (долгой и короткой) занимал стол. Он обязательно покрывался скатертью.   Уставленный яствами он – символ изобилия, полноты, устойчивости. . В народе говорили: «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска – так стол доска». Стол в русской культуре  уподобляется святыне, алтарю, что накладывает отпечаток на поведение человека за столом.  Плоскую столешницу почитали «Божией ладонью», дающей хлеб. Потому стучать по столу, за которым сидят, скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на пол, считалось грехом.  В обычное время между застольями на столе могли находиться лишь хлеб, завёрнутый в скатерть, и солонка с солью. Постоянное пребывание хлеба на столе должно было обеспечить достаток и благополучие дома. Таким образом, стол был местом единения семьи. У каждого домочадца было своё место за столом, которое зависело от семейного положения. Самое почётное место – во главе стола – занимал хозяин дома.

Далёким предком  утюга  был рубель – деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья, его использовали и для накатки кож. Предмет домашнего обихода использовался для выколачивания (стирки) и прокатывания (разглаживания) белья. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем.

Бочка, ступа и ведро сделаны из цельного ствола дерева.

Фото Виктора Сухорукова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *